ФЭНДОМ

Религия эльфов построена на почитании природы, не только живой, но и то, что людьми считается неживой природой - недра земли, почвы, наземные и подземные воды, воздух, магические поля. Эльфы склонны считать живой и разумной вообще всю планету - чем-то вроде единого живого организма. Современная идеология эльфов построена на идее того, что Данзарс весьма уязвим и неверные деяния могут нанести ему вред, способный отозваться во всем мире. Роль же разумных существ, в частности, самих эльфов - не в бездействии, а в постоянном действии по исправлению вреда, даже самом мелком, поскольку даже самое мелкое дело имеет глобальные последствия. Для людей подобная вера во всеобщую взаимосвязь выглядит смешной и надуманной, но живущие столетиями эльфы научились замечать, как самое мелкое дело, совершенное давным-давно, через несколько веков затрагивает весь мир на глазах того, кто его совершил.

"Раздавленная раковина на иридских пляжах отзывается бурей в Северном просторе. Если ты срываешь цветок, в небесах гаснет звезда."
―Цирра, богиня памяти - эльфийским потомкам

Главнейшее такое деяние - это укрепление и распространение жизни. Эльфы видят его, в частности, в рождении собственных детей, но по физиологическим особенностям не могут позволять себе это часто в течение жизни. Поэтому они разводят разного рода животных и птиц - не на мясо, которое попросту плохо переваривают и считают малосъедобным, а разве что ради шерсти, перьев и молока. Однако куда большее значение в глобальных масштабах имеет выращивание растений - деревьев, кустарников, трав. Эльфы обладают довольно странными способностями ускорять и менять развитие растений по своему усмотрению, как правило, направляя эти силы на бурный рост и размножение деревьев. Поэтому всякое поселение эльфов уже через несколько десятилетий оказывается окруженным густым лесом. Велинтания несколько тысячелетий назад представляла собой страну бесплодных пустошей и голых скал; сейчас это один гигантский и уже очень древний лес от моря до моря. Влияние эльфов по сей день чувствуется в Ладроке и Риганхейме; осскильские же леса, некогда взащенные давно покинувшими эту страну эльфами под стать велинтанским, ныне уже большей частью сведены в ходе индустриализации. Тем не менее, на востоке Осскиля еще сохраняются заповедные леса, к которым приложили руку эльфы.

Боги эльфов Править

Современные эльфы унаследовали от своих живших в храмовых городах Шадарака прародителей обширный пантеон бессмертных и всезнающих богов (анни), бережно сохраняют его и меняют его по мере надобности, хотя слово "боги" тут не очень уместно - у людей-ладрокцев, исповедующих схожую политеистическую религию, отношение эльфов к собственным "богам" вызывает ужас. Эльфы ни на минуту не сомневаются в существовании богов и в том, что боги постоянно вмешиваются в жизнь Данзарса - точно так же из соображений исправления причиняемого миру вреда и сознания глобальных последствий своих малых деяний, однако не испытывают перед богами ни малейшего страха, а только исключительное уважение.

Анни можно назвать духами предков, хотя они считаются достоянием всего эльфийского народа. В большинстве своем эти "боги" - исторические персонажи-эльфы давних и не очень времен, при жизни и не помышлявшие о божественном статусе, со своими эсперами, только помогущественнее обычных. Боги - персонажи разного рода сказок и легенд, где они ссорятся, препираются друг с другом, проявляют жадность, раздражительность и гордыню; однако эльфам незнакомы ни богохульства, ни, наоборот, клятвы именем богов, и идея о наказании свыше им чужда. Эльф, клянясь, скорее поклянется собственной кровью или своим эспером - клятва страшнейшая; а вот плохо исполняющих свои обязанности богов можно ругать, проклинать и даже избивать их статуи в надежде на то, что боги устыдятся. Если учесть весьма спокойный темперамент эльфов и их нелюбовь к насилию, последнее действие если и совершается, то выглядит весьма комично.

Эльфы не верят в существование каких-то небесных или подземных царств своих богов и на вопросы норсетских миссионеров - единственных людей, кто толком изучал эльфийские верования - неопределенно отвечают "там", предполагая, что боги обитают здесь же, на этой земле, и в любую минуту могут зайти в любой дом или храм. Существует, например, история о том, как бог ветров и движения Аканион как-то зашел в посвященный ему же храм и был выгнан жрецами взашей, поскольку нарушил церемонию чествования его же самого. Бог отомстил весьма своеобразно, по-эльфийски, никого не покарав лично, но в храме с той поры гуляли жутчайшие сквозняки.

Подобное отношение к анни вкупе с редкостным долгожительством эльфов заставило некоторых исследователей полагать, что анни - и есть очень старые могущественные эльфы, живущие среди собственного народа на протяжении тысячелетий. Это, впрочем, не согласуется существованием могил некоторых "богов", например, почитаемой могилы анни морей Уммина в Сооте; блаженнейший Теери фон Штром, в юности проповедуя в Сооте, ухитрился раскопать эту могилу и предъявить эльфам кости анни Уммина. Эльфы подняли норсета на смех; кости некоторое время хранились в ближайшем храме, а потом, уже после того, как отец Теери умер от старости торольвским епископом, анни Уммин якобы пришел в храм лично, забрал свои кости и перезахоронил их самостоятельно.

В последние 150-200 лет, то есть на время жизни последнего поколения эльфов, список наиболее почитаемых анни имел следующий вид:

  • Велинта, богиня природы и растений, и эспер ее Лларис.
  • Аскарель, бог силы, гроз и лавин, и эспер его Таэ.
  • Уммин, бог морей, рек и дождей, и эспер его Эгарен.
  • Кайя, богиня звезд и темноты, и эспер ее Аратолл.
  • Махани, бог смерти и нового рождения, и эспер его Медуи.
  • Цирра, богиня памяти и ясновидения, и эспер ее Тарок.
  • Матера, богиня странствий и опыта, и эспер ее Элль.

Надо думать, что при жизни следующего поколения этот список изменится.